КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА ВУРНАРЫ

1917 год был годом завершения стройки новой линии железной дороги Москва-Казань. Радостно встретило окрестное население весть о первом поезде, имеющем прибыть на ст. Вурнары 4 августа 1917 г. Было и чему радоваться: новый путь должен был положить конец многим мытарствам старого тележно-санного пути, что до ст. Ибреси, богатого в любое время года всеми видами дорожных ухабов и рытвин, путь который редкий ездок-возчик совершал без приключений. Кому только не памятны причуды этой дороги. Новая линия железной дороги строилась в годы империалистической войны. На западных окраинах России шла жестокая разрушительная война между империалистическими странами за передел рынков мира, здесь – в тылу созидательный труд рабочих и крестьян за годы войны (1914-1917 гг.) успел проложить новую линию железной дороги.

       Новая линия, пронизав лесные массивы засурских девственных лесов на протяжении более 60-70 километров, где раньше не ступала нога человека, вышла прямой линией к узловой станции Шихраны (теперь Канаш). Этот новый нерв кого только не всколыхнул на своем пути, а кое-кого и совсем выбил из обычной жизненной коллеи. Гнездившиеся до сего времени в дуплах деревьев и продолжавшие в мирной обстановке жизнь потомства – птицы, находившие до селе в трущобах глухих оврагов и в лесной чаще место приятного отдыха, после ночного промысла, а подчас в долгую зимнюю пору и жилище – звери, вынуждены были оставить места приюта, и, удалившись глубже искать новое пристанище, ибо дорога со своим гулом и шумом и резкими гудками нарушила их обычную, спокойную жизнь.

       На месте нынешнего поселка, где спокойно росли и гордо тянулись к небу столетние сосны и двухсот-трехсот летние дубы, корабельный лес, было намечено строительство железно-дорожной станции, Название присвоено было ей «Вурнары» - историческое название речки, протекающей в 200-300 метрах от линии железной дороги по ее горизонтали – Вурнарка.

       Строили линию рабочие и мобилизованное крестьянство. Изредка навещали их инженера и техники-строители. По национальности строители были – русские, чуваш, татары и др., как-то  - пленные немцы и австрийцы. Совместная работа и жизнь в бараках, продолжавшаяся 3-4 года, сдружила их, а кого и сроднила. Это впоследствии, при строительстве новой жизни на социальных началах, оказало им не малую помощь.

       Первый пассажирский поезд по новой линии из города Москвы на город Казань прошел 4 августа 1917 года. Его восторженно и приветливо встречала многочисленная толпа народа. Тут были строители и любители. Были тут те которые впервые увидели поезд. Теперь только у них, когда они собственными глазами посмотрели на самодвижущиеся колеса вагонов, на паровоз ежеминутно выбрасывающий в трубу большие глыбы пара, на весь состав поезда, на пассажиров, выходивших из вагона и входивших обратно в вагоны и свободно размещавшихся на диванах, как дома, рассеялось чудовищно-сказочное представление о поезде и железной дороге. У ряда лиц на глазах были слезы радости. Некоторые в сегодняшнем поезде, даже гудке паровоза, склонны были видеть результат своих работ. Это им было приятно. Многие радовались тому, что с появлением новой линии, сократилось расстояние до ближайшей станции Ибреси (по старой линии) кому на пятьдесят, кому и на сто километров.

       Несколько человек пожилых людей, стоя поодаль от линии, вспоминали мытарства езды по лесным дорогам: как в пути оси ломались, как лошади выбивались из сил. Как под открытым небом приходилось ночевать в лесу, было свежо, но жутко.

      Тут собеседники не заметили, как подошел к ним военный. В руках у него был чемодан. Лицо обросло бородой и поэтому трудновато было его узнать, но скоро узнали его по голосу. Это был гражданин села Абызово Семен Тимофеевич Молчанов, возвращавшийся домой по демобилизации. Он прибыл на станцию в этом поезде. Поднялись шумные разговоры. К толпе с шумным говором подошли другие. Среди них оказались односельчане. Поздоровавшись, они подхватили его чемодан, самого под локти и почти бегом пошли по направлению к родному селу. После 25 минутной стоянки раздались раздирающие душу гудки паровоза. Вдруг весь состав поезда заерзал, зашевелился и постепенно, набирая скорость, пошел дальне на Казань. Толпа народа, постояв недолго, тоже разошлась. У каждого было что рассказать дома, в деревне.

Первое упоминание о Энске в летописях относится к 1177 году, хотя официальной датой его возникновения считается 1585 год, когда по указу царя Федора Иоанновича на месте нынешнего Энска была построена крепость, призванная защищать русские земли от набегов кочевых племен.

Немногим более века спустя Энску было суждено сыграть особую роль в формировании новой, петровской России. В декабре 1695 года боярская Дума утвердила царский Указ «О строительстве в Энске флота российского». Именно в Энска за 7 лет до основания Санкт-Петербурга под непосредственным руководством великого преобразователя России Петра I были построены и спущены на воду первые российские военно-морские корабли, которые отправились в плавание к Черному морю. До наших дней на берегу Энского водохранилища сохранилась Успенская церковь, в которое крестились легендарные первые русские военные корабли «Принципиум» и «Апостол Петр». При Петре Великом Воронеж фактически стал деловой столицей России, приобрел важное государственное, экономическое, военное и торговое значение. В XVIII веке, особенно во времена правления Екатерины Великой, и позднее – уже в XIX веке, город получает дальнейшее развитие как промышленный и культурный центр региона.

Вурнары, — самый крупный в Чувашской Республике поселок городского типа, административный центр Вурнарского района.

                     

    Основная территория поселка расположена к северу от железной дороги, здесь расположены двух-пяти этажные жилые дома, общественно-административные здания и промышленные предприятия.

Население

    Численность населения на 1 января 1999 составляла 13,2 тыс. чел. (в 1959 — 7,4 тыс. человек, в 1979 — 10,5 тысяч, в 1989 — 12,4 тысяч).

География

   

Транспорт

    Расположен поселок в центральной части республики на железной дороге Москва—Казань, в 33,5 км по железной дороге от Шумерли и в 33 км по железной дороге от Канаша. Со столицей республики Вурнары соединяет автомобильная дорога длиной 91 км. Благоприятное географическое положение обеспечивает прочную связь поселка с районами Чувашской Республики и с регионами Российской Федерации.

Природа

    С юга и юго-запада к востоку подступают леса, в состав которых входит дуб и другие виды деревьев. Река Вурнарка дала название железнодорожной станции, возникшей в 1918, а в 1927 ставшей районным центром, преобразованным в рабочий поселок в 1938.

Промышленность

    Благодаря месторождению фосфоритов в вурнарах был построен химический завод, производивший фосфоритовую муку. Вследствие истощения запасов сырья завод перепрофилировался. Сегодня Вурнарский завод смесевых препаратов является одним из крупнейших предприятий Российской Федерации, выпускающих препаративные формы химических средств защиты растений в виде смачивающихся порошков, товары бытовой химии, кормовые добавки для животных и др.

    Второй по значению отраслью промышленности является пищевая. К предприятиям этой отрасли относятся завод сухого обезжиренного молока, маслозавод, мясокомбинат и другие. В Вурнарах производятся масло, молочные продукты, консервы, колбасные изделия.

    В поселке размещены предприятия местного значения, осуществляющие ремонт селскохозяйствнной техники, пошив и ремонт одежды, производство лесной продукции.

Культура

    Функционириует техникум, 2 проффесиональных училища, 2 средние школы, лицей и научно-образователный центр Чувашского государственного унивеститета, библиотеки, музыкальная и художественная школы, больница и поликлиника.


Здесь строятся новые промышленные предприятия, проводятся крупные торговые ярмарки. Развиваются образование, культура. Появляются театры, библиотеки, типографии, новые учебные заведения, издаются газеты, журналы.

 

Яндекс.Погода

Агентство недвижемости

Адрес: Россия,Чувашская Республика поселок Вурнары ул.Карла-Маркса


Телефон: 8-903-063-65-15

E-mail: Rieltor-vurnar@yandex.ru

© rieltor-vurnar

Сделать бесплатный сайт с uCoz